Благодаря хорошим эксплуатационным характеристикам светодиодное осветительное оборудование приобретает всё большую популярность у автовладельцев. Однако существует проблема законности применения подобных световых приборов в различных ситуациях. Можно ли ставить светодиодные лампы в противотуманные фары по закону? Предлагаемая статья помогает разобраться в этом важном вопросе.
Существует два основных варианта установки светодиодных ламп в противотуманные фары:
– в установленные на заводе ПТФ, вместо штатных галогенок;
– в сборной фирменной противотуманной фаре, с комплектными диодными светоизлучателями.
Рассмотрим оба варианта с точки зрения закона.
Можно ли ставить в ПТФ светодиодные лампы
В последние годы много говорится о необходимости экономии электроэнергии, использовании экологичных технологий и энергосберегающего оборудования, перехода на «зеленую» энергетику и пр. Применение экономичных светодиодных ламп полностью соответствует этой политике. Однако на практике за установку светодиодов в ПТФ запросто можно получить наказание в виде штрафа, а то и лишения прав. Законно ли это? Давайте разбираться.
Ещё 2 года назад за использование LED в ПТФ вместо галогенных ламп судьи часто выносили решение о лишении прав на полгода-год. Основанием для этого являлась статья 12.5 КоАП. В ней говорится, что запрещено использовать световые приборы, цвет излучения и режим работы которых не соответствуют Основным положениям по допуску ТС к эксплуатации. Тем же законом установлено и соответствующее наказание — вплоть до лишения прав (чем и руководствовались судьи).
Ситуация изменилась летом 2019 года, когда Верховный Суд вынес определение, что применять столь жесткую меру можно только при нарушении водителем сразу обоих положений части 3 ст. 12.5 — о цвете излучения и режиме работы. Если же нарушен только один пункт закона, то следует ограничиться штрафом. Раньше вместо галогенок часто ставили ксеноновые лампы с синеватым оттенком, что нарушало оба положения — о цвете и
режиме работы. В этом случае лишение прав совершенно правомерно.
А вот светодиодные лампы в противотуманки устанавливают только разрешенного ПДД белого или желтого цвета. Поэтому здесь никакого нарушения закона быть не может. Остаётся несоответствие режима работы. На этом основании сегодня нередко выписываются штрафы за диоды в ПТФ размером 500 рублей.
Однако можно избежать и такого наказания, если сделать все по закону. Здесь нужно опираться на правила эксплуатации транспортных средств. Существует несколько документов, посвященных сертификации, использованию и замене световых приборов.
Правило 19 ЕЭК ООН и раздел 6.3 правила 48 описывают тонкости, связанные с противотуманными фарами. А правило 128 посвящено «светоизлучающим диодам (СИД)», то есть светодиодным лампам и модулям с ними. Ряд актуальных для обсуждаемого вопроса положения содержатся в Техническом регламенте Таможенного Союза и других документах.
Самый важный момент: светодиодные лампы можно ставить только в фары, которые рассчитаны на использование таких источников света.
Существует два типа противотуманных фар, с маркировкой B и F3. В силу своей конструкции первые не подходят для установки светодиодов. Законом прямо запрещено ставить СИД в фары типа B. А вот во вторые (с маркировкой F3) можно поставить диодные лампы, их конструкция предполагает совместную работу с LED источниками. Об этом говорится в пункте 5.7.2 Правила 19 ЕЭК ООН.
Сочетаемость галогенных фар со светодиодными лампами можно проиллюстрировать на таком примере. В штатных фарах со светодиодами зачастую используется маркировка, аналогичная галогенным (HR, HC, HCR). Поэтому и судебные эксперты, как правило, признают законность применения диодов вместо галогенок, в т.ч. и в туманках.
Если вы сомневаетесь, какие лучше приобрести светодиодные лампы, можно пойти по наиболее безопасному и более сложному пути. Сегодня всё больше автопроизводителей ставят светодиоды на отдельные модели или комплектации. Монтаж именно таких (фактически одобренных производителем) фар на автомобиль — это стопроцентная гарантия защиты от штрафов и неприятностей с ГИБДД.
Можно ли ставить светодиодные ПТФ
Ещё более надёжный с точки зрения закона вариант — приобретение и установка вместо штатной противотуманной фары новой, со светодиодными излучателями. В этом случае световой прибор изначально разрабатывается под светодиодный чип. Поэтому все требования по мощности светового потока, его геометрии, направленности пучка и пр. выполняются в такой ситуации автоматически. Разумеется, изделие должно быть сертифицировано и разрешено к эксплуатации.
Многие опытные водители смогут установить такую фару самостоятельно. При наличии необходимого инструмента замена особых сложностей не составляет. В крайнем случае можно обратиться в ближайшее СТО.
Поскольку у читателя могут остаться сомнения, законна или нет такая операция, рассмотрим вопрос законности чуть более подробно.
1. В Приложении N 4 к Техническому регламенту ТС говорится, что противотуманные фары должны иметь огни желтого либо белого цвета. Это же положение содержится в ряде других законодательных актов и документов. Все предлагаемые на рынке светодиодные лампы для противотуманок выпускаются именно в этом цветовом спектре.
2. Разрешение использовать СИД в составе противотуманных фар прямо оговорено пунктом 3.7.2 Правила 19 ЕЭК ООН.
3. В пункте 9.2 Приложения N 9 к Техническому регламенту ТС указывается, что при необходимости замены источника света следует ставить либо световой модуль, либо всю фару в сборе. Таким образом, решение установить именно ПТФ с комплектными светодиодами — наиболее безопасно с точки зрения закона.
И последний момент. Если общий световой поток фары превышает 2000 люмен, то необходимо наличие автоматической коррекции наклона и силы света (Приложение N 4, 1.3.7).
Заключение
Вопрос законности эксплуатации светодиодных ламп в противотуманных фарах достаточно запутан — с точки зрения и действующего законодательства, и правоприменительной практики. Однако внесённые в последние годы изменения в технические регламенты и правила ЕЭК ООН однозначно подтверждают, что применение СИД соответствует законам. Поэтому их можно ставить вместо галогенок в фары типа F3 либо использовать в составе сборной ПТФ на светодиодах.